60 лет родному городу Железнодорожный

Администрация городского округа Железнодорожный Московской области

Администрация городского округа Железнодорожный Московской области

Комитет по образованию 

     

 

60 лет родному городу Железнодорожный

                                                                                            

Железнодорожный — город областного подчинения в Московской области России, населённый пункт и административный центр городского округа Железнодорожный.

Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от Москвы (расстояние от МКАД до Железнодорожной станции Железнодорожная, которая считается центром города).

Площадь территории города составляет 2 555,1 гектаров. население 136,0 тыс. человек на 1 января 2012 года. в городе ведётся активное Жилищное строительство. город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать вошедший в его состав отдалённый Микрорайон Купавна — на 13 км.

Город состоит из девяти Микрорайонов: Керамический, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Саввино, Центр-1, Центр-2, Лесной.

 

Название

До 1939 года — Обираловка. Такое название город получил из-за того, что через поселок проходил «ссыльный тракт» — дорога, по которой приговоренные к ссылке в сибирь самостоятельно пешком шли отбывать ссылку. Местные жители промышлявшие воровством и разбоем отбирали у бедняг последнее, что у тех могло оставаться, вплоть до того, что снимали с них одежду, попросту говоря — обирали их. Современное просторечное наименование — "Железка".

По другой версии название город получил не в связи с «обиранием» каторжан, а с грабежом купцов. Разбойники, прячась в придорожных оврагах или лесах, останавливали путников, обирали их, выпрягали лошадей и благополучно скрывались с добычей. Чаще всего грабителями оказывались крестьяне окрестных деревень.

Самое подходящее место для грабежей было на владимирской и носовихинской дорогах. Глухой, дремучий лес с дикими зверями, птицами и тучами комаров над топкими болотами служил им надежным убежищем. Владимирская дорога шла опушкою леса, и, хотя до Москвы оставалось не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще. Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса обираловкой.

 

Население

Численность населения Железнодорожного по годам изменялась следующим образом

год население
1926      1 000
1959 ^ 19 200
1967 ^ 48 000
1970 ^ 57 100
1973 ^ 62 000
1976 ^ 70 000
год население
1979 ^ 76 500
1982 ^ 81 000
1986 ^ 88 000
1989 ^ 97 400
1992 ^ 99 300
1996 - 99 300
год население
1998 ^ 100 000
2000 ^ 100 100
2001 ^ 100 200
2003 ^ 103 900
2005 ^ 115 300
2006 ^ 116 500
год население
2007 ^ 118 900
2008 ^ 122 600
2009 ^ 125 300
2010 ^ 128 500
2011 ^ 131 300
2012 ^ 135 971

Железнодорожный входит в состав крупнейшей в россии Московской агломерации с населением около 16—17 млн. человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населениеМ 867,8 тыс. человек, второй по численности населения в Московской области.

 

История

Современная территория города Железнодорожный включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.).

Город Железнодорожный образован в 1952 г. из рабочих посёлков Обираловка (с 1939 — Железнодорожный), Кучино (частично с 1960; полностью с 1963), Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка (с 1960). пос. Кучино на р. Пехорка впервые упоминается в письменных источниках за 1573—1574 гг. как пустошь. Во второй половине XVII в. в Кучино были начаты разработки глины, в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 г. — пристанционный посёлок Обираловка. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука с. в. Морозова) была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В посёлке Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского в 1904 г. был создан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт, где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в россии, но и за рубежом. В 1939 г. посёлок Обираловка получил статус посёлка городского типа и переименован в посёлок Железнодорожный. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод. В 1947 г. в посёлке Саввино рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин, преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод; в это же время вошёл в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и др.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. построено новое здание железнодорожного вокзала; современными многоэтажными доами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

 

Экономика

В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.

Основные промышленные предприятия города: НИТИ им. Снегирева, деревообрабатывающий комбинат, хлопкопрядильная фабрика, керамический завод, НИИ строительной керамики, авторемонтный завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует железнодорожное депо. Керамический завод банкрот.

Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых).

 

Достопримечательности

Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.

Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.

Краеведческий народный музей.

Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.  

Храм новомучеников и исповедников Российских в Кучино  Храм в русско-византийском стиле. Высота до верха центральной главы — 24 метра, высота до верха шатра колокольни — 21 метр.

 

Персоналии

  • Андрей Белый, с 1925 по 1931 год жил и работал в посёлке Кучино;

  • Пётр Павлович Десницкий (1911—1993) — Герой Советского Союза, умер и похоронен в Железнодорожном;

  • Владимир Данатович Легошин, Герой России;

  • Коростелева Валентина — поэт, прозаик, публицист, Член Союза Писателей России, лауреат Международных литературных конкурсов им. А.Толстого,А.Платонова,А.Чехова, «Добрая лира», заслуженный работник культуры РФ, автор 15 книг поэзии и прозы.;

  • Соколов, Юрий Сергеевич — Герой Советского Союза;

  • Савва Морозов — меценат, предприниматель, построил фабрику в Саввино в помощь военным;

  • Валентин Уралов (Мокроусов) — ветеран Великой Отечественной войны, член Союза писателей и Союза журналистов России. Заслуженный деятель культуры Латвии. Публикуется в печати с 1948 года. Автор 8 поэтических сборников. Председатель литературного объединения «Созвучие». Живёт в городе Железнодорожном;

  • Павел Полунин (Борискин) — киноактёр, живёт в Железнодорожном;

  • Светлана Ходченкова — актриса театра и кино;

  • Владимир Иванович Бохан — композитор, лауреат Всероссийского конкурса композиторов, обладатель серебряной медали Фонда им. П.И.Чайковского, лауреат конкурса им. Николая Рубцова, живёт в Железнодорожном;

  • Владимир Кузьмин - певец, родился и в детстве жил в районе Саввино.

  • Струве Георгий Александрович - композитор, хормейстер, дирижёр, педагог и просветитель, общественный деятель, народный артист РСФСР (1991), основатель студийного движения в стране, создатель уникальной системы массового обучения музыки и хоровому пению, был Президентом Федерации детских и молодёжных хоров России. В городе Железнодорожном основал Детскую хоровую студию "Пионерия", ныне носящюю его имя (она расположена в микрорайоне Кучино).

Город в литературе

В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» главная героиня покончила с собой, бросившись под поезд на платформе Обираловка около водокачки (современная территория локомотивного депо Железнодорожная, которое теперь находится несколько далее современных платформ станции в сторону области).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»